Аюрведа — это
знание о подходящих и неподходящих,
благоприятных и неблагоприятных условиях жизни,
о
факторах, способствующих и препятствующих
долголетию, а также о том, с какой меркой
следует
подходить к жизни вообще.
— Чарака
Самхита I, 41.
Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает «наука жизни». Это
исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую
древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые
создали самобытные системы йоги и медитации.
Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей
духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление
о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание
включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением,
в центре внимания которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое
знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы
траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного
аспектов.
Аюрведа — это благословенный дар целительства, полученный нами от
просветленной ведической культуры. Астрономические данные, содержащиеся в
ведических текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система, в которую
Аюрведа входит как составная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н.
э., когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в созвездии Ориона
или Близнецов. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья
индийского штата Гуджарат древний город Двараку, в котором жил Кришна и
который, как гласит его жизнеописание, ушел под воду. Время жизни Кришны
относится к последнему периоду ведической эпохи, а научные исследования
позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 1500
годом до н. э. Таким образом, уже несколько тысяч лет назад Аюрведа считалась в
Индии древней системой и занимала господствующее положение.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов
развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой
Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей
медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли
в нее много дополнений. Вместе с этой религией она проникла в другие страны, составив
основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме и оказав влияние на
китайскую медицину. Многие из великих буддийских мудрецов (в частности, Нагарджуна
— вторая по значению фигура после Будды в традиции Махаяны) были одновременно
врачевателями, следовавшими в своей практике принципам Аюрведы, и авторами
комментариев к классическим аюрведическим текстам. Таким образом, Аюрведа — это
традиция, которую можно плодотворно использовать в условиях самых разных
культур, эпох и климатических зон.
Сегодня Аюрведа, находящаяся на очередной стадии своего развития,
адаптируется к условиям современного западного мира.
В процессе создания глобальной
медицины, которой предстоит объединить лучшие достижения медицинских традиций
всех стран, Аюрведе принадлежит важная роль. Сейчас формируется новая всемирная
натуропатическая система, основу которой составляют западная медицина прошлого
и традиционные системы врачевания народов мира, пересматриваемые с позиций
современной науки. Среди этих систем Аюрведа, пожалуй, в наибольшей степени
способна стать отправной точкой для такого синтеза. Она располагает необычайно
широким спектром методов лечения, в том числе относящихся к алхимии — особой
медицинской и духовной традиции. Индийская медицина имеет много общего как с
китайской, так и с европейской медициной и поэтому часто оказывается той
основой, на которой возможно объединение их принципов. Мы можем обнаружить, что
многое из того, что необходимо для оздоровления планеты и вступления в новую
эру всемирного единства, уже содержится в этой системе, вероятно, древнейшей из
всех систем врачевания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий